IPB

Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> К вопросу о происхождении языка.

Алексей Воробьев
post May 18 2006, 04:49 PM
Отправлено #1


Старожил
***

Группа: Club Members
Сообщений: 342

Пол: Male



Введение.

Существование языка в качестве одного из основных условий бытия самого человека есть факт не требующий долгих доказательств. Однако со знанием об этом существовании, несмотря на настойчивые попытки его обрести дела обстоят достаточно проблематично. Одним из аспектов этой проблематичности являются трудности, связанные с загадкой происхождения языка. Если современная наука благодаря эволюционисткой теории сумела выработать некую установку в собственных взглядах на биологическое происхождение человека, то с пониманием зарождения языка (а тем самым и духовным человеческим происхождением) все обстоит довольно запутано.

С некоторой долей условности можно сказать, что традиционно в вопросе о происхождении языка происходит противоборство двух подходов: натуралистического и конвенциального (сформулированных еще в платоновском «Кратиле»), первый так или иначе связан с теорией «божественного происхождения языка», второй имеет тенденцию к сциентискому на эту тему способу рассуждения, на сегодняшний день преобладающему, поскольку именно наука в современном мире берет на себя исключительное право по раскрытию истины. Впрочем, если задаться вопросом: что из себя может представлять конвенциональность человеческого общения до возникновения языка, то сразу же возникает проблема ее «естественного» постулирования, встраиваемая в различные теории языкового происхождения, ценность которых, однако, каждый раз оказывается довольно сомнительной. Так, например, существуют рассуждения, согласно которым язык произошел благодаря подражанию человеческого голоса звуком природных явлений (ономатопея, понимаемая здесь в современном значении термина, как отображение в слове некоторых звуковых качеств обозначаемого, а не как «делание имен» в первоначальном употреблении данного греческого слова), через эмоциональные возгласы со временем получившие концептуальное закрепление, за счет использования знаковых жестовых сигналов и т.д. Все эти и многие другие объяснения языка, увы, создают только видимость собственно объяснения, добиваясь эффекта некоторого правдоподобия, они проходят мимо сути того предмета, который собираются вывести и потому не мудрено, что ни одна из подобных гипотез ни разу еще не получила достаточного подтверждения для того, что бы перекочевать в разряд научных концепций. Дело тут обстоит так, что постулировать конвенциональность до возникновения языка оказывается по существу попросту невозможно, и если такие объяснения все же возникают, то они скорее вводят в заблуждение, чем пролагают дорогу к истине. Так, например, известно, что ономатопея имеет, так сказать, только обратную силу своего применения, то есть в ней не слова человеческой речи похожи на отображаемый ими звуковой образ предмета или явления, а наоборот этот звуковой образ похож на звучание того или иного, связанного с ономатопеей, человеческого слова (в этой связи, скажем, все животные являются исключительно полиглотами; то как кукарекает петух «на английском» мало походит на то, как он делает это «по-русски» и т.д.) Не менее сомнительно и то, что язык можно вывести из эмоциональных возгласов (ономатопея, кстати, имеет отношение к эмоционально окрашенному состоянию, за что часто бывает любима поэтами). Для того чтобы обрести статус лингвистических констант эти возгласы должны бы были прежде пройти через фонологическую модификацию, которая только и в состоянии бы была сообщить им постоянство значения. Но подобная модификация уже предполагает наличие завершенного фундамента языковой структуры, то есть опять таки мы имеем здесь не прямое, а обратное действие доводов предлагаемой гипотезы, имеющих смысл не благодаря, а вопреки ей. Если далее коснуться вопроса о возникновении языка из жестовых сигналов ( мы опускаем здесь обсуждения, связанные с языком глухонемых, обучением языку жестов обезьян, непроизвольных жестов и пр.), то ситуация будет выглядеть аналогично рассмотренным случаям. Даже простое указание жеста на предмет как на «этот» имеет дело с, так называемой, проблемой языковых индексалов, предполагающей выделение объекта, построения его «дескриптивного смысла», сохранения референции объекта в «возможных мирах» и т.д. Не вдаваясь в подробности, стоит отметить, что тема «индексалов» или квазиимен представляет собой на самом деле довольно сложный раздел семантики сингулярных терминов, предусматривающей наличие уже состоявшейся развитой логики естественного языка, а никак не отсылающей к чему-то изначально простому и очевидному.
Схожее положение дел можно отметить и в психологических исследованиях, связанных с конструированием процесса овладения навыками языка ребенком. Хотя подобное конструирование напрямую и не связано с универсальностью темы происхождения языка вообще, оно все же затрагивает эту тему в ее индивидуально-частном измерении. Относительно этих исследований приходиться отмечать, что все они как бы пытаются выводить источник реки из вод, которые черпают у ее устья; беря за исходное состояние дел уже выявленный языком так то и так то осмысленный Универсум, они задним числом приписывают к существованию этого Универсума детерминацию его происхождения по схемам поэтапного конституирования становления языковой коммуникации, наивно принимая за исходно простые и достоверные постулаты своих объяснений как раз то, что осмысленно объяснить было бы труднее всего. Признавая, что отрицание предположения о доязыковом освоении значения мира влечет за собой целый ряд трудностей каузального характера, мы вместе с тем должны отметить, что все попытки обойти эти трудности путем привлечения, принятых в естественных науках, детерминистских схем, приводят к результату в котором само существо языка, его суть и роль оказываются искаженными. В этом искажении язык низводится до прикладной функции человеческого мышления, до частной способности в ряде других, и коль скоро это происходит то еще скорее (фактически в самом начале) исследование заведомо промахивается мимо всякой возможности приблизиться к пониманию тайны языка, а тем самым и возможности подступиться к вопросу о его происхождении. В отношении языкознания вообще важно признать, что наиболее общезначимых и методологически выверенных результатов своей теории оно достигало не за счет использования в своем аппарате предпосылок, опирающихся на данные о человеческом существовании естественных наук, а вопреки им, пусть и не без труда освобождаясь от диктата биологизма, психологизма и прочего «натуралисткого» детерминизма как от предрассудков и ложных путей, уводящих в сторону от изучения данности языка именно как языка. Так, например, уже Фреге подчеркивал, что (ключевая для логической стабильности языка) категория «смысл» не должна отождествляться ни с какими психологическими фактами как явлениями чисто субъективного характера такими как ассоциативный образ, определенное представление и пр. Говорящий «солнце взошло» житель тундры субъективно переживает нечто иное, чем, произносящий эту же фразу житель экватора, тем не менее, смысл данного выражения и в первом и во втором случае один и тот же. Если считать «смысл» категорией психологической то попросту невозможно избавиться от произвола и полной неразберихи в какофонии культурных, социальных, языковых фактов при обсуждении проблемы понимания слова, отсюда его приходиться признавать «сконституированным абстрактным объектом», который естественным образом детерминирован быть просто не может.
Отказ от естественных научных теорий происхождения языка всего лишь освобождает место вопроса о языке от, имеющих псевдообъяснительную силу, теорий, но «пустота» возникающая на этом месте поначалу может оказаться тягостной и бременящей. Однако это именно философские тягость и бремя, и будучи таковыми они, конечно, требуют определенной решимости взяться за них и стойкости в способности эту решимость подтвердить…
Вернемся, однако, к натуралистическому подходу к языковому возникновению. Согласно этому подходу между словом и вещью существует необходимая связь. Помимо того, что связь эту общезначимым образом проанализировать еще никому не удавалось, главным аргументом против ее существования традиционно являлся факт множественности самих языков: одна и та же вещь в разных языках называется различным образом и это с необходимостью приводит к выводу о немотивированности «означающего» относительно «означаемого». На данную проблему, однако, достаточно яркий свет способно пролить осуществление генеалогической классификации языков, обязанной своим возникновением методам современного лингвистического анализа, сумевшим вернуть новую молодость старинному предприятию языковедов по поиску единого праязыка человечества. Еще недавно это предприятие воспринималось как лженаучное заблуждение, сегодня же, когда реконструировано около семи основных языков «надсемей» от которых происходит огромное количество языков современных, - версия о том, что все люди имели когда то общий язык и общую прародину уже не является всего лишь фантазией. Конечно, в данном направлении лингвистики еще существует масса пробелов, но уже сейчас данные о нашем языковом прошлом проясняют многие важные факты о загадочной истории «переселения народов», ломают привычные стереотипы, связанные с представлениями о том, что происходило с человечеством в древние времена, предоставляют возможность задуматься о истине языка в гораздо более широком, чем чисто естественно-научном контексте.
Но что же такого примечательного таится в перспективе когда-нибудь восстановить единый и общий язык человечества? Приближаться к ответу на этот вопрос следует с большой осторожностью. В качестве одного из мотивов его разработки мне здесь хотелось бы вернуться к уже упомянутом диалогу Платона «Кратил». Рассуждая в нем о происхождении языка, Сократ говорит о том, что учрежденные древними законодателями слов, первые имена вовсе не были даны вещам произвольно, но выражали подлинную суть и истину называемого, и только потом с течением времени ради удобства в произнесении и благозвучия исказили свое первоначальное звучание вплоть до того, что значение первозданных слов, дающих выражение открытому Логосу бытия, стерлось и сделалось непроглядным. Сумеет ли человечество вновь докопаться до древнейшего истока происхождения смысла? Что может означать снова обретенное прикосновение к нему? Как это прикосновение должно сказаться на нашей будущей истории?
Вопросы множатся и на первый взгляд они могут показаться даже несколько странными, но, тем не менее, они далеко не праздны, поскольку будущее познания, как мне представляется, еще не раз способно преподнести нам большие сюрпризы.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Алексей Воробьев   К вопросу о происхождении языка.   May 18 2006, 04:49 PM
irina   Я решила вернуться к началу этой ветки, так сказ...   Oct 29 2006, 09:52 PM
Людмила   Ну, зачем же Вы так, Ксари?.. ;)   Nov 20 2006, 08:55 PM
Федя   Вы совершенно правильно поняли мою идею. У вашей ...   Nov 20 2006, 11:22 PM
Ксари   Нет, Федор. Я, как и Декарт считаю, что нет созна...   Nov 21 2006, 12:21 AM
Федя   Системой адаптации обладает любое живое существо ...   Nov 21 2006, 08:29 AM
Людмила   Федя, природа не обладает никаким информационны...   Nov 21 2006, 09:10 PM
Федя   Во превых не надо меня ставить на место-мне это н...   Nov 22 2006, 07:55 AM
Людмила   Федя, я прошу прощения за то, что мое сообщение...   Nov 22 2006, 04:52 PM
Федя   Вот это и есть главнейшее заблуждение. Знание ес...   Nov 22 2006, 11:28 PM
Людмила   Уважаемый, Федя (это Ваше настоящее имя?)! ...   Nov 23 2006, 12:42 AM
Федя   Для того чтобы это понять необходимо представить ...   Nov 23 2006, 09:07 AM
Людмила   Уважаемый, Федя! (И, все-таки, Вам здесь не...   Nov 23 2006, 05:08 PM
Федя   Дорогая Людмила (вам это кажется благозвучнее Фед...   Nov 23 2006, 09:21 PM
Людмила   Абсурдность, Федя, состоит в том, что память эт...   Nov 24 2006, 12:13 AM
Федя   Совешенно верно - только человеческое сознание Пр...   Nov 24 2006, 09:33 AM
Федя   Если с Паттерном у Лоренца "Все нормально...   Nov 24 2006, 11:10 PM
Людмила   Не могли бы Вы более подробно остановиться на п...   Nov 25 2006, 08:49 AM
Федя   Природа рецепции как и любая природа есть понятие...   Nov 25 2006, 09:01 PM
Ксари   Красный перец(в смысле рецепции) - это горячая фи...   Nov 26 2006, 12:27 AM
Федя   Вот такие цепочки ассоциаций коннотаций смыслов с...   Nov 26 2006, 08:23 AM
Людмила   Федя, "слуховой анализатор" младенца ...   Nov 27 2006, 11:04 PM
Федя   В отношение ребенка верно,а в отношении эволюции ...   Nov 28 2006, 09:46 AM
Людмила   Мне все время хочется вручить Вам эту трубку, н...   Nov 28 2006, 06:18 PM
Федя   Я полностью открыт дискуссии и готов срочно подст...   Nov 29 2006, 07:52 AM
Людмила   Федя, я не совсем поняла, помещение младенца в ...   Nov 30 2006, 04:32 AM
Федя   Попытка приодалеть"серьезность" изложен...   Nov 30 2006, 09:05 AM
Людмила   Это, смотря с чем, каждый из нас имеет дело. Я...   Dec 1 2006, 01:20 AM
Федя   Вот вам пример самостоятельности существования мо...   Dec 2 2006, 10:47 AM
Федя   Речь, эволюция, коммуникация и информация http://w...   Jul 6 2008, 09:53 AM
Царёв Павел   "И все же основной ЯЗЫК ТВОРЧЕСКОГО мышления ...   Jul 6 2008, 10:08 AM
Федя   Язык предполагает существование слова-вербального...   Jul 6 2008, 11:16 AM
Царёв Павел   Феде! Язык и РЕЧЬ – РАЗНЫЕ вещи, разделённые, ...   Jul 7 2008, 10:10 AM
Федя   Мне не нравится такая дифференциация понятий. Да,...   Jul 9 2008, 08:14 AM
Царёв Павел   Феде !Вы: «Мне не нравится такая дифференциаци...   Jul 9 2008, 05:16 PM
Федя   Я не нуждаюсь в отдельном разрешительстве для изл...   Jul 10 2008, 08:34 AM
Федя   Ваша ссылка определена моей электронной защитой к...   Jul 6 2008, 11:23 AM
Царёв Павел   Книга: Грани научного творчества. Статья: Юревич ...   Jul 13 2008, 07:08 PM
Федя   Статью нашел-спасибо. В основном она иллюстрирует...   Jul 13 2008, 07:52 PM
Федя   Кстати, ваши Круги Мышления не только не противоре...   Jul 13 2008, 07:57 PM
Федя   В результате обыденное познание в его разнообразны...   Jul 13 2008, 08:12 PM
Федя   Вернувшись к теме, я исключительно расстроился, об...   Nov 5 2008, 10:53 PM
Федя   In fact, the gene evolved before the dinosaurs an...   Jul 19 2009, 09:15 AM
Кирилл   Об антропологии языка Вам понравится статья из ...   Jul 6 2008, 11:12 AM
Федя   К сожалению у меня есть определенные сложности в ...   Jul 6 2008, 11:19 AM
Кирилл   Сноски в интернете на полный текст нет. Но файл ...   Jul 6 2008, 11:55 AM
Федя   gaufman@gmail.com Благодарю.   Jul 6 2008, 12:08 PM
Федя   Покажите вашу ссылку Павлу Цареву, можно с моими ...   Jul 8 2008, 08:30 AM
Федя   Присланная статья описывает возможную методологию...   Jul 9 2008, 07:03 AM
Федя   Кстати, что есть "Есть"? И что изменяет...   Nov 30 2006, 09:41 AM
Ксари   Спасибо, Фёдор, за эту статью. Это что же, даже к...   Nov 24 2006, 05:29 AM
Федя   А на фига она нужна,простите за грубость. Они (ки...   Nov 24 2006, 09:37 AM
Ксари   Принято считать: Философия – мать всех наук. Давн...   Nov 21 2006, 11:35 PM
Федя   А я не пойму,что это вы изгаляетесь над моим ...   Nov 22 2006, 08:11 AM
Ксари   Анекдот: Старый одессит дарит внуку котёнка. А в...   Nov 20 2006, 11:43 PM
Людмила   Я об анТропоцентризме...   Nov 21 2006, 12:44 AM
Ксари   В современной философии есть замечательнейшая мыс...   Nov 21 2006, 10:05 PM
Ронвилс   Возможно, мои комментарии на тему проблемы происхо...   Nov 10 2009, 04:26 PM
Кирилл   А о чем, собственно, идет речь? - ...   Nov 21 2009, 06:59 AM
Ксари   Кирилл, речь, собственно, идет о том, что через я...   Nov 21 2009, 05:34 PM
Кирилл   Играть в шашки или домино. Уж лучше, чем рассужд...   Nov 22 2009, 06:19 AM
Федя   Здесь, как говорится :"и вы правы, и вы правы...   Nov 22 2009, 11:47 AM
Ксари   Кирилл, не утруждайте себя рассуждениями о систем...   Nov 22 2009, 01:06 PM
Федя   Знак есть явление природы и в этом качестве долже...   Nov 23 2009, 09:32 AM
Ксари   Фёдор, если позволите несколько замечаний к Вашей ...   Nov 23 2009, 11:15 PM
Федя   Знак и Пастернак Иллюстрацию к мним рассуждениям ...   Nov 24 2009, 04:01 PM
Кирилл   Всё еще жду когда вы ответите, в порядке очереди,...   Nov 25 2009, 03:23 AM
Федя   Язык есть социальная, культуральная система челов...   Nov 25 2009, 08:48 AM
Кирилл   Вы это хотели сказать?   Nov 25 2009, 02:45 PM


Reply to this topicTopic OptionsStart new topic
 

Текстовая версия Сейчас: 18th August 2025 - 09:49 PM
Реклама: