Дух и материя
Здравствуйте, Гость ( Вход | Регистрация )
Дух и материя
Времяоныч |
![]()
Отправлено
#1
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 179 Из: Русь, Белгород ![]() |
Слово дух часто встречается в философских рассуждениях, относящихся к метафизике. Сторонники материалистических направлений философии его практически полностью игнорируют.
У Аристотеля еще не было понятия дух. Вместо него использовалось понятие движение. Аристотель определяет категорию «движение» через категорию «возможность»: «движение есть осуществление того, что есть в возможности». [1. T.1. c.289] (Аристотель) Частным случаем движения является действие, которое понимается как движение к цели: «Если в движении заключена цель, то она и есть действие». [1. T.1. c.242] Если рассматривать дух как движущее начало, то его следует отнести к разряду фундаментальных философских категорий. Таких близкородственных категории три: материя, дух, форма. Эти три категории практически немыслимы друг без друга. Частный вид (физический) соотношения духа и материи описывается формулой Е=mс2. Где с2 пространственно-временной коэффициент нашей вселенной. Конечно, нельзя сводить философию к физике, но иногда параллели кажутся удачными. Материя и дух дают разнообразие форм реальности. Сознание, объективная реальность, субъективная реальность - все это формы, которые приобретают материя и дух. Из выше названных трех категорий древние греки отдавали предпочтение форме. Под влиянием христианства на первое место в философских рассуждениях стал выходить дух. Он рассматривался многосторонне. И как сознание, и как идеальное, и как Демиург. В противовес этому направлению Маркс на первое место выделил другую категорию - материю. На категориальном уровне материя, дух, форма очень абстрактны и не могут дать каких то идеологических выигрышей. Но при игнорировании категории, получившей серьезное значение в метафизических рассуждениях, становится возможна, идеологическая «победа» над религией, обоснование «материальности» экономического базиса и т.д. Ленин дал такое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». [2. Т.18.С.131] (Ленин В.И.) Но объективная (субъективная) реальность - это форма, которую материя может дать только в движении, то есть при участии духа. Значит, реальность - это духовная трансформация материи. Благодаря духу (движению) происходит развитие (качественный скачек) материи в сознание, сознания в разумность, разумности в божественность. Что же можно сказать в пользу религий? Это то, что христианство и брахманизм каким-то чутьем уловили тройственность, трехипостасность основания мира. Дух, материя и форма должны рассматриваться в неразрывном единстве. Можно обожествлять дух. Но с тем же успехом можно обожествлять материю или форму. Философия должна быть выше этого. Старый философский вопрос, что первично, материя или сознание, должен быть решен диалектически. На ранних стадиях возникновения сознания материя имеет решающее значение. При развитии сознания, оно осваивает возможности управления материей. На высших степенях развития сознание играет управляющую роль над материей. Истории философии и религий дают нам много ценных находок, которые объединяются понятием духовность. Дух аксиологически нейтрален. Но духовность предполагает четко сформулированные понятия о целях и ценностях. О духовности следует говорить при высшем развитии духовно-материального мира, при том развитии когда сознание становится разумом берущим на себя ответственность за жизнь на Земле. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1984. 2. Ленин В.И. Полн.собр. соч. Вадим Емельянов. |
![]() ![]() ![]() |
Странник |
![]()
Отправлено
#2
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 514 Пол: Male ![]() |
Людмила
QUOTE Проблема мне видится ещё и в том,что философия до сих пор не определилась ещё с одним из своих "основных" вопросов - собственным предметом познания. Как мне видится, подобная определённость будет возможна лишь при прохождении философии через хаос,т.е. при обуздании хаоса, следствием чего становится доступной изнанка хаоса(=упорядоченный хаос), открывающая философию уже в своей научной основе(=научной философии). На сегодняшний день мы пока имеем лишь философию как порождение хаоса(парадигма постмодернизма), философию, основанную не на тождестве, а на разделении/различии. Дальше перед философией маячит голгофа,на которую идти способны лишь гиганты(гуливеры)мысли,но,увы, не лилипуты,перед носом которых маячит только конкретика хаотических мельканий(событийных эффектов/смыслов). Проклятое дело повисеть на кресте(быть распятым в сознании),но за этим проклятием мы получаем в награду клятвенность жизни(=клятвенное слово) как философскую определённость со своим предметом в целом виде. Но для многих это пока очень туманно, поэтому остаётся надеяться("надежда умирает последней") что когда нибудь мы подростем и сумеем этот туман рассеять. Но чтобы рассеять мы должны готовить себя посеять с улицы(извне себя/ обьективно)("рассеянный - с улицы посеянный"). А в потенциале рассеянные это мы Рассеяне/Россияне. Мои мысли как ёжики в тумане.... и хочатся и колятся... ![]() |
Dasha-2 |
![]()
Отправлено
#3
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female ![]() |
QUOTE(Странник @ Jun 1 2010, 08:16 PM) А в потенциале рассеянные это мы Рассеяне/Россияне. Мои мысли как ёжики в тумане.... и хочатся и колятся... ![]() Сочувствую ![]() Средь тумана русским Духом запахло... ![]() Постмодернизм - это не источник хаоса; тем более, философия, зафиксировавшая ИЗМЕНЕНИЕ - вовсе не причина хаоса. Хаос в голове у исследователей, которые НЕ ПОНИМАЮТ: 1) что происходит, следовательно, не могут прогнозировать 2) как это Новое можно исследовать и какаю НОВУЮ методологию надо создать - или внести правки и дополнения в существующие. В эмпирической реальности все в шоколаде - люди объединяются в различные общности, - не обращая никакого внимания на удивление исследователей - люди создают новые формы интеракции и новые формы коллективного БЫТИЯ, развитие гражданского общества в ретроспективе находится на самом пике, а старые ученые пытаются закрыть на это глаза, обзываясь хаосом. Посмотрите для начала статью о РИЗОМЕ (ризома) в энциклопедиях. Там наша белорусская Можейко и др. Даже в Википедии ее статья. Ризома не есть хаос - это просто новое состояние социальной системы (сферы). Поэтому я и говорила Павлу, что сейчас - социология подобна "ХИМИИ", а не "физике-механике" (У Волкова - типичная механика - типичное толкание тележки и приложение волевого усилия для результата) |
Евгений Волков |
![]()
Отправлено
#4
|
Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 365 ![]() |
QUOTE(Dasha-2 @ Jun 1 2010, 08:57 PM) Сочувствую ![]() Средь тумана русским Духом запахло... ![]() Постмодернизм - это не источник хаоса; тем более, философия, зафиксировавшая ИЗМЕНЕНИЕ - вовсе не причина хаоса. Хаос в голове у исследователей, которые НЕ ПОНИМАЮТ: 1) что происходит, следовательно, не могут прогнозировать 2) как это Новое можно исследовать и какаю НОВУЮ методологию надо создать - или внести правки и дополнения в существующие. В эмпирической реальности все в шоколаде - люди объединяются в различные общности, - не обращая никакого внимания на удивление исследователей - люди создают новые формы интеракции и новые формы коллективного БЫТИЯ, развитие гражданского общества в ретроспективе находится на самом пике, а старые ученые пытаются закрыть на это глаза, обзываясь хаосом. Посмотрите для начала статью о РИЗОМЕ (ризома) в энциклопедиях. Там наша белорусская Можейко и др. Даже в Википедии ее статья. Ризома не есть хаос - это просто новое состояние социальной системы (сферы). Поэтому я и говорила Павлу, что сейчас - социология подобна "ХИМИИ", а не "физике-механике" (У Волкова - типичная механика - типичное толкание тележки и приложение волевого усилия для результата) именно тележка и тележку кто то или что то толкает. это аксиома для любой системы. любая система находится в движении. но возбуждает это движение субъект данной системы. и здесь нельзя путать внутреннее движение в каждом элементе системы и движение системы. при этом только пространственные границы и элемента и системы позволяют уловить эти движения. сложность в понимании сущности субъекта системы. с орбъектом все просто - "тележка". |
Dasha-2 |
![]()
Отправлено
#5
|
![]() Старожил ![]() ![]() ![]() Группа: Users Сообщений: 1 123 Из: г. Минск, Беларусь Пол: Female ![]() |
QUOTE(Евгений Волков @ Jun 1 2010, 09:29 PM) именно тележка и тележку кто то или что то толкает. это аксиома для любой системы. любая система находится в движении. но возбуждает это движение субъект данной системы. и здесь нельзя путать внутреннее движение в каждом элементе системы и движение системы. при этом только пространственные границы и элемента и системы позволяют уловить эти движения. сложность в понимании сущности субъекта системы. с орбъектом все просто - "тележка". Волков! НЕТ БОЛЬШЕ ТЕЛЕЖЕК - есть люди, которые являются СУБЪЕКТАМИ в системе. СУБЪЕКТ взаимодействует с СУБЪЕКТОМ. Это не субъект-объектные отношения, а субъект-субъектные. Помните?: я Вам:"ОДНА Ваша ВОЛЯ - прочитать Ваш труд - НЕ МОЖЕТ инициировать мой ИНТЕРЕС ". ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между людьми - ЭТО КОМПРОМИСС между желанием одного и желанием другого. Сообщение отредактировал Dasha-2 - Jun 1 2010, 09:42 PM |
![]() ![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17th June 2025 - 03:54 AM |